Налоговый учет в банке статья. Бухгалтерский и налоговый учет в банках. Особенности взимания платы за банковские услуги

Объекты налогового учета - имущество, обязательства, банковские и хозяйственные операции, операции с ценными бумагами, стоимостная оценка которых изменяет размер налоговой базы текущего отчетного периода или налоговой базы последующих периодов.

Данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей, определяющих объект учета, отражаемая в регистрах налогового учета, справках и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Налоговый учет в банке основывается на:

§ данных первичных учетных документов;

§ данных аналитических регистров налогового учета;

§ данных бухгалтерского учета;

§ данных расчетов налоговой базы.

Регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы) регистров налогового учета для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с принципами ведения налогового учета, в том числе без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета

§ синтетические налоговые регистры (СНР);

§ аналитические налоговые регистры (АНР);

§ регистры учета состояния объекта (РУСО);

§ справки ответственных исполнителей (СОИ).

Синтетические налоговые регистры формируются путем группировки данных аналитических налоговых регистров и данных бухгалтерского учета втором случае, если этих данных достаточно для расчета налогооблагаемой базы.

Аналитические налоговые регистры формируются на основании данных бухгалтерского учета, справок ответственных исполнителей, а также регистров учета состояния объекта. В тех случаях, если данные бухгалтерского учета содержат необходимые данные для расчета налогооблагаемой базы, аналитические регистры налогового учета не ведутся.

Регистры учета состояния объекта формируются на основании данных бухгалтерского учета, первичных учетных документов и справок ответственных лиц.

Налогоплательщики - банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности. на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным порядком признания дохода и расхода (кассовый или начисления).

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики - банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным порядком признания дохода и расхода.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса в период, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения банковских операций.

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов - в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной на последний день отчетного (налогового) периода. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом - отрицательная разница. Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Центрального банка Российской Федерации.

При учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базисного актива в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней.

Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

Особенности исчисления и уплаты банками налога на прибыль, НДС и НДФЛ. Специфические доходы банка, учитываемые при налогообложении прибыли

Помимо общеустановленных доходов в ст. 249 и 250 НК РФ в целях налогообложения учитываются следующие специфические доходы от осуществления банковской деятельности:

· в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

· в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов (в том числе банков -- корреспондентов), осуществление расчетов по их поручению, включая вознаграждения за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции; а в виде вознаграждений за оформление и обслуживание платежных карт, за предоставление выписок по счетам и за розыск сумм;

· доходы от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также кассового обслуживания клиентов;

· доходы от проведения операций с иностранной валютой (к ним относятся положительная разница между доходами и расходами от операций продажи-покупки иностранной валюты, а также полученные вознаграждения при операциях по покупке (продаже) иностранной валюты, от операций с валютными ценностями);

· доходы по операциям купли-продажи драгоценных металлов и камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью, а также в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и камней; доходы от операций по предоставлению банковских гарантий, поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

· доходы в виде положительной разницы между полученной при прекращении права требования суммой средств и учетной стоимостью данного права требования; доходы от депозитарного обслуживания клиентов; доходы от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

· доходы по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

· доходы в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам, убытки от списания которых были ранее учтены при формировании налоговой базы;

· доходы от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

· доходы от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент -- банк»;

· доходы в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, а также доходы в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (все эти суммы были учтены банком ранее в составе расходов при формировании налоговой базы).

Ведение налогового учета предусматривается в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка группировки и учета объектов и хозяйственных операций, установленного правилами бухгалтерского учета. Особое внимание необходимо уделить также вопросам признания расходов, ведь для целей налогообложения согласно ст. 252 НК РФ все расходы должны быть документально обоснованы, следовательно, в учетной политике целесообразно определить, какие документы являются подтверждением расходов, особенно если речь идет о спорных расходах на обеспечение нормальных условий труда работников, оказание услуг.

При составлении декларации по НДФЛ за год налогоплательщик должен учесть все свои доходы, в том числе полученные от вкладов в банках. Обычно такая необходимость ускользает от внимания граждан, поскольку проценты по вкладам в настоящее время невелики, а НДФЛ с налогооблагаемого дохода, если таковой вообще возникает, удерживает банк. Тем не менее в ряде случаев существует необходимость как самостоятельно рассчитывать налоговую базу, так и подавать декларацию.

Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного порядка возмещения НДС. Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации. Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий.

Зачастую работники оформляют банковские карты для того, чтобы получать на них заработную плату от работодателя. Иногда работодатель сам платит банку за открытие и обслуживание таких банковских карт. В настоящей статье автор с учетом последней судебной практики, позиции Минфина России и налоговых органов рассматривает вопрос правомерности учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль соответствующих расходов.

При переходе к организации права собственности на недвижимость не всегда ее стоимость должна включаться в базу для расчета налога на имущество.
Банки часто получают недвижимость в качестве отступного при исполнении заемщиком обязательств по кредитному договору. И до момента принятия банком решения об использовании имущества в собственной деятельности (к которой, в частности, относится сдача в аренду) оно числится на балансовом счете 61011 и в расчете налога не участвует. Организация также не должна исчислять и уплачивать налог на имущество, если оно не введено в эксплуатацию по объективным причинам. В прошлом году один из налогоплательщиков сумел доказать это в Высшем Арбитражном Суде РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 4451/10). Рассмотрим этот налоговый спор более подробно, поскольку выводы ВАС РФ, без сомнения, касаются деятельности многих кредитных организаций и могут быть для них полезны.

ФСС РФ сообщает, что проценты по кредитам, выплачиваемые организацией за своих работников, подлежат обложению страховыми взносами. Исключение составляют кредиты, выданные на приобретение или строительство жилья.

На основании ст. 49 Закона N 212-ФЗ несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 40 000 руб. Отказ банка исполнять поручения в связи с тем, что полномочия руководителя юридического лица, образцы подписи которого содержатся в карточке банка, истекли и налогоплательщик не представил доказательств продления полномочий данного исполнительного органа либо назначения на должность руководителя иного лица, следует признать неправомерным.

Проверки всегда являлись и являются главным камнем преткновения между налоговыми органами и налогоплательщиками, и именно данные вопросы порождают наибольшее количество налоговых и судебных споров. Правомерность тех или иных действий плательщика и органа контроля за уплатой страховых взносов при проведении проверок является одной из главных причин возникающих на правоприменительном уровне споров.

Банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Помимо порядка определения доходов и расходов, который должен применяться всеми организациями - плательщиками налога на прибыль, гл. 25 Налогового кодекса РФ для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для банков) установлены особенности определения доходов и расходов. Рассмотрим эти особенности.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 155 НК РФ при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Пунктом 1 статьи 379 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное.

Таким образом, при исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии осуществляется, в том числе уплата бенефициару определенной суммы денежных средств.

Учитывая изложенное, в случае, если соглашением о выдаче банковской гарантии предусмотрено возмещение принципалом банку суммы денежных средств, уплаченных бенефициару при исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии, налоговая база по НДС определяется на основании вышеуказанного абзаца второго пункта 1 статьи 155 НК РФ, как сумма превышения суммы дохода, полученного банком при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

В случае, если сумма дохода, полученного банком при уступке указанных прав требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю.

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые регулируют налогообложение банковских резервов на потери по ссудам в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 №105-ФЗ .

Налоговый кодекс РФ разрешает банкам уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы созданных резервов на возможные потери по ссудам. При этом ранее закон не регулировал вопрос восстановления неиспользованных резервов в налоговой базе в случае отзыва у банка лицензии.

Новая норма устанавливает, что эти резервы в составе доходов не восстанавливаются, то есть не облагаются налогом на прибыль. В то же время если у банка отозвали лицензию, он уже не может формировать новые резервы или увеличивать уже созданные для налогообложения.

Поправки применяются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с 01.01.2017, отмечает ФНС РФ в своем сообщении.

Ассоциация банков «Россия» подготовила методичку по вопросам применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

В соответствии с Приказом Минфина от 27 июня 2016 г. № 98н в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты, на территории РФ подлежит применению МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Данный стандарт заменит МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Применение МСФО (IFRS) 9 приведет к существенным изменениям в учете финансовых инструментов, в частности, в отношении классификации и оценки финансовых инструментов, признания убытков от обесценения финансовых активов, а также в отношении учета хеджирования, и окажет существенное влияние на финансовую отчетность организаций, в особенности кредитных.

Межведомственная рабочая группа по применению МСФО также обращает внимание:

На необходимость своевременного проведения соответствующих мероприятий для успешного внедрения МСФО (IFRS) 9 банками и другими кредитными организациями;

На пункт 30 (b) МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», который требует раскрыть известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность организации в периоде первоначального применения в тех случаях, когда организация не начала применять новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу;

На важность раскрытия банками и другими кредитными организациями информации о влиянии МСФО (IFRS) 9 в годовой финансовой отчетности за 2017 год.

В статье 292 НК отсутствуют положения, регулирующие порядок использования резерва на возможные потери по ссудам, что создает правовую неопределенность для такой категории налогоплательщиков, как банки после отзыва лицензии.

В этой связи Минфин приступил к разработке проекта по внесению изменений в вышеназванную статью НК.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций банки перестают являться банками в целях НК РФ по смыслу статьи 11 НК РФ и обязаны восстановить в составе доходов суммы неиспользованного резерва на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, что оказывает отрицательное влияние на финансовое состояние такой организации, а также ее способность расплатиться с кредиторами в процедурах банкротства.

Цель поправок - определить порядок использования резерва на возможные потери по ссудам, сформированного согласно статье 292 НК РФ, для банков после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций.

Планируется, что измененная статья 292 начнет действовать с 2018 года.

Банк России разработал Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» , согласно которому подлежит отмене глава Д «Счета депо» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и вносятся изменения в характеристику счетов № 91202 «Разные ценности и документы» и № 91203 «Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчет, на комиссию».

Новый документ заменит действующее Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которое будет считаться утратившим силу, уточнили в пресс-службе ЦБ.

Счетная палата РФ в 2015 году выявила в области бухгалтерской отчетности нарушения на сумму 100 млрд рублей, сообщила на конференции "Современный аудит: проблемы и перспективы" глава контрольного ведомства Татьяна Голикова.

"Только нарушений бухгалтерской и бюджетной отчетности за прошедший период - я имею в виду, за 2015 год - нами было обнаружено на сумму 100 млрд рублей", - сказала она. По ее словам, в 2016 году банки предоставили в АСВ недостоверную отчетность на сумму более 13 млрд рублей, передает ТАСС .

"По итогам 2016 г. - он еще не завершен - мы осуществляли мониторинг и контроль шести банков, которые получили средства докапитализации. Должна сказать, что у четырех из них были установлены факты недостоверной отражения данных в отчете, предоставляемой в АСВ, в том числе, по увеличению объема ссудной задолженности на 13 млрд руб. И кроме того, мы увидели недостоверную отчетность по оплате труда ключевого персонала - а вы знаете, что это условие было одним из факторов предоставления докапитализации - на сумму 190 млн руб.", - сказала она.

В Ассоциации российских банков отметили, что на сегодняшний день заемщики - физические лица полностью освобождены от негативных налоговых последствий, связанных с реструктуризацией или прекращением обязательств по ипотечным кредитам (подобные доходы не облагаются НДФЛ по ст. 217 НК РФ).

Однако сами банки, которые идут навстречу заемщикам и прощают им задолженность, несут дополнительные убытки, так как в соответствии с НК РФ долги физических лиц, обязательство по которым прекращено в рамках процедуры банкротства, не включены в перечень безнадежных долгов и не учитываются при расчете налога на прибыль.

АРБ предложила долги физлиц по кредитам, обязательства по которым прекращены вследствие банкротства должников, включить в число безнадежных долгов, приравненных к внереализационным расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль организации, а убытки банка от списания задолженности по ипотечному кредиту - рассматривать в качестве расходов банков, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Минфин России в своем письме № 03-03-06/2/21737 от 15.04.2016 , направленного в адрес АРБ, полностью поддержал указанную инициативу банковского сообщества и пообещал внести соответствующие изменения в НК РФ.

Проект закона закрепляет порядок включения в состав внереализационных доходов (расходов) результатов переоценки ОМС.

Инициаторы законопроекта поясняют, что в ряде конкретных случаев налоговые органы занимали позицию, согласно которой кредитные организации не вправе при определении базы по налогу на прибыль учитывать результаты переоценки драгметаллов на ОМС.

Банк России намерен вернуть обязанность паевых инвестиционных фондов предоставлять регулятору бухгалтерскую отчетность, которая была для них упразднена в 2012 году. Однако профессиональное сообщество считает, что бухгалтерская отчетность будет лишь дублировать все остальные отчеты, которые участники рынка уже предоставляют ЦБ. Банки.ру разбирался, как скажется это нововведение на работе ПИФов.

ЦБ РФ разработал отраслевой стандарт бухучета некредитными финорганизациями операций по договорам займа и депозита. Текст проекта стандарта опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Так, в частности, стандарт определяет порядок учета операций по выдаче или размещению денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада (депозита). Также стандарт устанавливает порядок учета операций по погашению и возврату выданных займов и депозитов.

Согласно документу, датой отражения в учете операций по выдаче денежных средств по договору займа является дата их передачи заемщику путем перевода с банковского счета или выдачи из кассы. Датой отражения в учете операций по размещению средств по договору банковского вклада является дата поступления денег на счет по вкладу или депозиту.

С 2018 года планируется присоединение России к единому международному стандарту финансовой отчетности Глобального форума ОЭСР по налоговой прозрачности. Об этом в ходе научно-практической конференции «Налоговая база должна остаться в России» сообщил Алексей Оверчук, заместитель руководителя ФНС России. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Старая модель налогового администрирования, в которой могли активно применяться оффшоры, доживает последние годы, - отметил Алексей Оверчук. - До сих пор юрисдикция налоговых органов заканчивалась на национальных границах. И налоговые органы были не способны понять - а что же происходит с деньгами дальше, когда они уходят из страны? Сегодня мир пришел к новой модели. Два года назад, в сентябре 2013-го, «большая двадцатка» приняла план BEPS по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли. План успешно воплощается».

«В ноябре 2014 года Госдума ратифицировала закон о присоединении России к многосторонней конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, - напомнил Оверчук. - Механизм, определенный этим законом, должен заработать в ближайшее время. Создается новая правовая среда, в которой активно применяется международный информационный обмен, одновременные проверки налоговыми органами двух стран. У ФНС, кстати, уже есть успешный опыт совместных проверок с коллегами из Западной Европы. Хочу отметить, что в этом плане нашим контактам не мешают никакие санкции.

Что касается обмена информацией. Никто не отменяет обмен по запросу, как это происходит сегодня в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Но появляется и автоматический обмен, инициативный - когда налоговый орган, проводя проверку у себя в стране, понимает, что получил информацию, интересную зарубежным коллегам. Предусмотрено создание объединенного центра информации о налоговых уклонениях, охватывающего 49 стран - участников Глобального форума ОЭСР по налоговой прозрачности».

«В рамках глобальной деофшоризации разработан и внедряется общий стандарт финансовой отчетности, - сообщил замруководителя ФНС. - Россия обязалась внедрить его с 2018 года, и сейчас мы отрабатываем с банками специфику его применения. Внедрение стандарта будет означать полную отмену банковской тайны.

Круг отчитывающихся организаций охватывает все сегменты финансового рынка - не только банки, но и опекунских учреждения, депозитарии, инвестиционные и страховые компании, трасты, фонды. Предмет отчетности - счета (включая депозитные и опекунские), проценты, дивиденды, все страховые продукты.

С вводом стандарта на банки будет фактически возложена обязанность проводить due dilligence (комплексную проверку) своих клиентов. Банки будут выявлять контролирующих лиц и бенефициаров, передавать информацию в налоговые органы, а те уже станут осуществлять международный обмен этой информацией».

ЦБ РФ разработал проект положения «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями» и связанный с ним проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ».

Проект положения устанавливает для кредитных организаций порядок бухгалтерского учета хеджирования, основанный на МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а также содержит примеры бухгалтерского учета хеджирования.

Так, в частности, в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях вводятся новые балансовые счета для реализации порядка бухгалтерского учета хеджирования, предусмотренного проектом положения, а также позволяющие кредитным организациям осуществлять бухгалтерский учет хеджирования согласно требованиям МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» с 1 января 2016 года.

Вступление в силу проекта указания предполагается с 1 января 2016 года, проекта положения - с 1 января 2018 года, отмечается в сообщении ЦБ РФ.

Как стало известно порталу Банки.ру, ЦБ готовится ввести новые, более либеральные правила отчетности по МСФО для банковских групп. С 1 июля 2015 года кредитные организации, входящие в состав банковских групп, планируется освободить от составления отчетов на индивидуальной основе. Банкиры в целом позитивно оценивают нововведения, но указывают и на минусы такого подхода.

ЦБ РФ в своем письме № уточняет особенности формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам в текущей экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных политических и экономических мер.

В письме отмечается, что при формировании резервов на возможные потери по займам кредитный потребкооператив вправе принять решение о неприменении подпункта 3.2 Указания ЦБ РФ № 3322-У от 14 июля 2014 года об объединении в отдельную группу реструктурированных займов, к займу, в отношении которого с заемщиком заключено не более двух допсоглашений, изменяющих существенные условия первоначального договора.

В случае принятия уполномоченным органом кредитного потребительского кооператива такого решения к данному займу рекомендуется применять требования подпункта 3.1 Указания № 3322-У.

Кроме того, кредитным потребительским кооперативам рекомендуется направлять информацию о принятом решении в отношении признания реструктуризации займов и формирования резервов на возможные потери по займам в территориальное учреждение Банка России.

В Госдуму поступил законопроект № 674024-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

Законопроект уточняет порядок включения в базу по налогу на прибыль результатов переоценки драгоценных металлов, учитываемых кредитными организациями на обезличенных металлических счетах.

Так, в частности, законопроект позволяет учитывать в составе внереализационных доходов (расходов) результаты переоценки ОМС.

Также законопроект вносит поправки в порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений.

Отмена квартальной налоговой отчетности в законе «О бухгалтерском учете» сделала бессмысленными требования для банков контролировать отчетность своих клиентов. Об этом 31 марта в ходе пресс-конференции, посвященной предстоящему ХХV cъезду Ассоциации российских банков, заявил Гарегин Тосунян, президент АРБ. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Банк России требует от банков проверять достоверность налоговой отчетности заемщиков, - напомнил Тосунян. - Банки, в свою очередь, вынуждены приобретать программное обеспечение для подтверждения факта направления заемщиком отчетности в ИФНС, хотя, по нашему мнению, это не подтверждает ее достоверность.

Как известно, с вступлением в силу закона «О бухгалтерском учете» с 2013 года заемщики не сдают квартальную финансовую отчетность в налоговые органы и, соответственно, формируют промежуточную отчетность для банков, не выверяя ее значения.

Данные по отдельным строкам бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах могут отличаться в разы на квартальные даты. Бухгалтеры клиентов-юридических лиц заявляют, что годовая отчетность будет выверяться и корректироваться. В итоге заемщики могут корректировать отчетность, направлять ее в ИФНС, но не пересылать в банки.

Тем не менее, Банк России рассматривает показатели квартальной отчетности и делает выводы об оценке финансового положения без учета профессионального суждения банка и анализа иной информации о заемщике.

Кроме этого, Банк России обязывает банки требовать от заемщиков формы отчетности, сдаваемые ежеквартально в Росстат. При этом субъекты МСП, как правило, не направляют данные в органы статистики, а если и направляют, то достоверность этих данных вызывает сомнения.

Банк России обязывает банки получать от клиентов налоговую отчетность (декларации по различным уплачиваемым налогам). Однако данная отчетность не является информативной, не дает необходимых данных для проведения всестороннего финансового анализа, а является лишь косвенным источником информации о деятельности заемщика».

Ассоциация российских банков предлагает синхронизировать требования законодательства, поскольку в нынешнем виде банки перегружены бумажной работой, не приносящей ожидаемого результата.

Всем организациям обязательно приходится иметь дело с кредитными учреждениями. Банк оказывает услуги, имеющие отношение к финансам, и за эти услуги нужно платить. Компания несет постоянные расходы на банковские операции.

Какие именно траты можно счесть такими расходами? Как правильно отражать их в бухгалтерском учете? Как они учитываются для налогообложения? Какими проводками при этом пользоваться? Подробно разъясняем ниже, а также рассмотрим, как правильно решаются конкретные вопросы, связанные с квалификацией банковских комиссионных за самые популярные услуги, оказываемые юридическим лицам.

От чего зависят финансовые отношения с банком

Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:

  • на открытие банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса РФ);
  • на размещение вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • на получение кредитных средств (ст. 819 ГК РФ);
  • факторинга (финансирование под уступку требования средств);
  • иных финансовых взаимоотношений, разрешенных Уставом кредитной организации и законодательством РФ.

Оплачиваемые банковские услуги

Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2017 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:

  • открытие и ведение счетов юрлиц;
  • расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
  • реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
  • выдача кредитов;
  • доверительное управление средствами и/или имуществом;
  • аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
  • лизингодательские функции и др.

Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.

Особенности взимания платы за банковские услуги

Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.

К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.

В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:

  • с предварительным акцептом – то есть прежде чем деньги за услуги будут сняты, клиент должен выразить на это согласие;
  • без информирования плательщика – автоматически.

Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.

Бухгалтерские проводки платежей за банковские услуги

При осуществлении бухучета комиссии за банковские операции отражаются в нем следующими проводками:

  • дебет 91.2 «Прочие расходы», кредит 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» (либо 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками») – отражение расходов на комиссию банка;
  • дебет 76 (60), кредит 51 «Расчетные счета» – списание средств на оплату банковских услуг.

Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий

Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.

Какие это расходы: прочие или внереализационные?

К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.

Сложности кредитования

Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:

  • если комиссионные выражены фиксированной цифрой, то эти траты можно расценивать как прочие либо как внереализационные расходы;
  • если комиссия представляет собой некую долю (процент), расходы будут проходить как «проценты по долговым обязательствам» (ст. 269 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).

Проведение оплаты за покупку активов

Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?

Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:

  • сумма списывается с налогооблагаемого дохода сразу, а не через амортизацию;
  • договоры на приобретение актива и на оплату банковской услуги не связаны между собой.

Обслуживание зарплатных карточек

Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:

  1. Плата за обработку документов на зачисление зарплатных средств – это часть производственных расходов на организацию расчетов с персоналом. Поэтому эти деньги правомерно учитывать как производственные затраты, уменьшающие прибыль организации (письма Министерства финансов РФ от 20 апреля 2009 года №03-03-06/2/88 и от 04 августа 2008 года №03-04-06-02/88).
  2. Плата банку за выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт не относится напрямую к затратам на выплату зарплаты, то есть не обосновывается с точки зрения расходов фирмы (затраты несет организация, а используют карты работники). В свете последних разъяснений Минфина эти затраты разрешено включать в прочие расходы, при этом исключая из дохода сотрудников, потому что работники не выбирают именно эту форму получения заработной платы, она прописывается в их трудовых договорах, а значит, карточки делаются банком именно для компании, а не для них лично.

Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком

Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).


Кредитные организации разрабатывают и утверждают учетную политику, основанную на плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правилах бухгалтерского учета изложенных в инструкциях и нормативных актах ЦБ РФ.

Необходимо отметить, что план счетов бухгалтерского учета для банков разработан с учетом накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране и зарубежных странах.

План счетов коммерческих банков состоит из нескольких разделов:

Раздел А включает балансовые счета, на которых отражается движение денежных средств (раздел А имеет подразделы);

Раздел Б - это счета доверительного управления на которых учитываются денежные средства, имущество, ценности. По этим счетам составляется отдельный баланс и в общий объем баланса он не включается;

Раздел В включает внебалансовые счета;

Раздел Г – это срочные операции, отражающие движение операций банка и требования банка при продажи (покупки) ценных бумаг или валюты, не соответствующих дате поставке либо выполнению обязательств;

Раздел Д - счета ДЕПО (учет депозитарных операций).

В качестве примера можно привести такие счета, как сч. 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», сч. 701 «Доходы», сч. 702 «Расходы», сч. 703 «Прибыль», сч. 704 «Убытки», сч. 705 «Использование прибыли».

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения банковских операций. С целью ведения налогового учета формируются регистры налогового учета: аналитические и синтетические.

Особенности ведения налогового учета в банках:

Раздельный учет доходов и расходов по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи;

Учет доходов в виде комиссионных сборов за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходов по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям;

Учет сумм положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении;

Учет доходов и расходов по сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней.

Налогоплательщики - банки ведут налоговый учет доходов (расходов), полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности в соответствии с установленным порядком признания дохода и расхода (кассовый метод или метод начисления).

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 НК.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся.

Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо на последнее число отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим аналогичным операциям.

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов - в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной, на последнее число отчетного (налогового) периода.

При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом - отрицательная разница. Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Центрального банка Российской Федерации.

При учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базисного актива в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней.

Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней.

Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

Контрольные вопросы:

1. Назовите особенности ведения налогового учета доходов и расходов банка.

2. Из каких разделов состоит план счетов банка?

3. На каких счетах банк учитывает доходы и расходы банка?

4. Какова особенность организации и ведения налогового учета в банке?

5. Что включает в себя бухгалтерская и налоговая отчетность банка?

6. В чем особенности исчисления и уплаты НДС в коммерческих банках?

7. Приведите примеры операций банка, облагаемых НДС.

8. Назовите операции банка, не облагаемые НДС.

9. Назовите методы исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет коммерческим банком.

10. Каков порядок оформления счетов-фактур коммерческим банком?

11. Назовите налоговый период и сроки уплаты НДС коммерческим банком.

12. Какие виды доходов формируют налоговую базу по налогу на прибыль организаций?

13. Назовите группы расходов банка, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!