Витте и его экономические реформы. Реформы витте кратко. Денежная реформа Витте

Реформы Витте имели экономический характер. Их основная цель – индустриализация страны.

Но требовались и политические преобразования – вытеснение из российской политической сферы дворянства.

Краткая биография. С.Ю. Витте

Родился в 1849 г. В период управления Министерством путей сообщения ввел единые железнодорожные тарифы. Пост министра финансов занимал 11 лет.

Известен как инициатор проведения комплекса реформ, имевших большое значение для экономики страны. Россия вошла в число лидеров по объему промышленного производства.

Вел мирные переговоры с Японией в 1905 г. Один из авторов Манифеста октября 1905 г.

С 1906 г. отправлен в отставку. Дата смерти – 1915 г.

Основные мероприятия реформ Витте

Причины и предпосылки: экономическая и социальная отсталость страны, низкие темпы развития промышленности.

С.Ю. Витте провел винную, денежную, налоговую реформы, обеспечил конвертируемость рубля, разработал покровительственный тариф.

Таблица реформ Сергея Юльевича Витте

Таблица отражает реформаторскую деятельность Витте, по пунктам кратко изложена основная информация.

Название реформы Год Цели и задачи Результаты
Винная реформа 1894 Увеличение дохода государства Вырос доход государства
Денежная реформа 1897 Золотое обеспечение рубля, его конвертируемость Увеличение иностранного инвестирования; снижение инфляции
Налоговая реформа 1890 Реформирование промыслового налога; вопрос о введении подоходного налога Увеличение доли пополнения бюджета
Таможенная реформа (политика протекционизма) 1891 Развитие отечественной промышленности Рост экономики; увеличение доли пополнения бюджета
Аграрная реформа 1902 Попытка расширить права крестьян, обеспечить беспрепятственный выход из общины Аграрный вопрос не решен

Подготовка к проведению реформ в России

Назрела необходимость реформирования в стране, что С.Ю. Витте, как умный и дальновидный политик, хорошо понимал. Он видел, что политические и экономические реформы дадут возможность развития России, необходимость заняться аграрным вопросом вплотную.

Денежная реформа С.Ю. Витте

В 1897 г. С.Ю. Витте провел денежную реформу. Ее суть в следующем: банкноты могли свободно обменивать на золото.

Финансовая реформа также предполагала и то, что зарубежный капитал можно было свободно ввозить и вывозить из России.

Золотой стандарт рубля

Рубль стал конвертируемой валютой. Метод проведения – ограничение эмиссионной деятельности Госбанка.

Это обеспечило увеличение доли зарубежного инвестирования из экономически развитых стран:

  • Бельгия и Франция – угольная и металлургическая промышленность России (преимущественно юг страны);
  • Великобритания – инвестиции в добычу нефти;
  • Германия – инвестиции в электротехническую, химическую промышленность и машиностроение.

Налоговая реформа Витте

Были повышены косвенные налоги, отменена круговая порука. Были проведены изменения в таможенной политике и в промысловом налоге. Главный результат реформирования последнего – рост поступлений в бюджет.

Последствия неурожая 1891 г. инициировали предложение о подоходном налоге. Поскольку информация о доходах населения отсутствовала, руководство посчитало введение налога с определенной системой обложения не целесообразной.

Винная реформа

Была восстановлена давно не использовавшаяся винная монополия. Она подразумевала введение права на покупку, продажу всей алкогольной продукции только для государства.

Весь доход от операций с вином получало государство. Вследствие этого выросли цены на всю алкогольную продукцию. Винная реформа обеспечила получение большого дохода в государственный бюджет.

Протекционизм

В рамках изменения таможенной политики активное развитие получила политика протекционизма. Она предполагала создание системы условий для ввоза и вывоза отечественной продукции, развития российской торговли.

Были введены ограничения на ввоз иностранной продукции. Это создавало условия для развития отечественной экономики, промышленности.

Противники реформаторской деятельности Витте

В России были критики и открытые противники реформ С.Ю. Витте. В частности, В.К. Плеве, занимая пост министра внутренних дел, был его одним из главных оппонентов. Он предлагал отказаться от уступок оппозиционному движению.

Вячеслав Константинович фон Плеве (1846-1904) - российский государственный деятель. Сенатор (1884), статс-секретарь (1895), действительный тайный советник (1899), убит эсером Егором Созоновым в Петербурге.

При нем произошло введение политики провокаторства как государственной, а также антисемитизма. Ему принадлежала идея «маленькой победоносной войны».

Итоги экономических реформ Витте

Посмотрим на главные достижения реформаторских преобразований:

  • значительно выросла доля иностранного капитала;
  • существенный рост государственного дохода;
  • интенсивное развитие областей, представляющих интерес для зарубежных инвесторов;
  • промышленный подъем, в результате которого была создана современная крупная промышленность;
  • интенсивное строительство железных дорог.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Он видел отставание России в развитии тяжелой промышленности и, исходя из этого, составил план индустриализации страны, который включал следующие задачи:

1) Усиление государственного регулирования промышленности путем предоставления кредитов и распределения госзаказов среди частных предпринимателей.

2) Первоочередное развитие базовых отраслей тяжелой промышленности: горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, химической.

3) Форсированное железнодорожное строительство с целью развития связей между отдельными экономическими районами страны, удобства подвоза экспортного хлеба к портам, более интенсивного освоения восточных регионов (Сибирь, Дальний Восток), организации переселений крестьян на новые земли.

4) Широкое привлечение иностранного капитала в Россию. Зарубежные предприниматели способствовали ускорению развития тяжелой промышленности в России, в страну поступали передовые технологии. Они тоже были заинтересованы вкладывать свои средства в российскую промышленность из-за дешевизны рабочей силы и высоких прибылей.

5) Защита отечественного производителя от иностранной путем покровительственных таможенных тарифов.

6) Развитие банковского дела; государственный контроль и поддержка акционерных банков.

8) Укрепление российской валюты и введение золотого рубля.

9) Модернизация сельского хозяйства, устранение ограничений на передвижения крестьян, отмена круговой поруки, разрешение свободного выхода крестьян из общины и другие меры, которые были призваны расширить внутренний рынок для промышленности путем повышения благосостояния крестьянства.

Такова была программа Витте, из которой ему удалось выполнить не все. Особое сопротивление ряда представителей высших сфер вызвали курс на привлечение иностранного капитала и планы аграрных преобразований.

Обширный план преобразований Витте требовал значительных средств.

Поэтому ему пришлось провести преобразования и в налоговой системе :

Введение винной монополии (1894 г.).

Изменение таможенной политики (1892—1894 гг.).

Реформа промыслового налога (1898 г.).

Отмена круговой поруки (1903 г.).

Повышение косвенных налогов.

Реформа промыслового налога и вопрос о подоходном налоге

Действовавший в России промысловый налог давно подвергался критике за его недостаточное участие в пополнении бюджета. В 1898 г. поступления от промыслового налога составляли всего 3,2% бюджета. Такая политика объяснялась стремлением правительства создать благоприятные условия для развития промышленности, а, кроме того, богатый торгово-промышленный класс постоянно боролся за налоговые льготы. Бурный рост промышленности с конца 80х гг. далеко опережал налоговые поступления от нее. Сумма промышленного производства в 1887 г. составила 802 млн. руб., в 1892 г. — 1010 млн. руб., в 1897 г. — 1816 млн. руб., т.е. увеличилась на 161%. Только с 1893 по 1897 г. число фабрик и заводов увеличилось с 30 333 до 39 079, а число фабрично-заводских рабочих — с 1,6 млн. до 2,1 млн. человек.

Вскоре после вступления в должность министра финансов Витте образовал комиссию для пересмотра и реформирования промыслового налога. По новому Закону государственный промысловый налог включал в себя основной и дополнительный, последний предусматривал уплату налога с капитала, процентного сбора с прибыли и раскладочного сбора. Дополнительный налог взимался со всех торговых и промышленных предприятий, подлежавших основному промысловому налогу, а также с личных промысловых занятий. Предприятия, обязанные публичной отчетностью, вносили налог с капитала и процентный сбор с прибыли.

Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств. Он заменял прежний сбор за право торговли и промыслов, но взимался не с лица, а с предприятия. Промысловые свидетельства должны были выкупаться на каждое отдельное заведение, на каждый отдельный промысел.

Размер оплаты налога дифференцировался по:

1) классу местности;

2) разряду предприятия;



3) разряду личного промыслового занятия.

Губернии страны были разделены на 4 класса по степени развития в них торговли и промышленности. Количество разрядов предприятий было различным у торговых заведений и промышленных. Торговые делились на 5 разрядов в зависимости от размеров оборота, промышленные — на 8 разрядов в зависимости от размеров производства или числа рабочих. Ярмарки были разделены на 3 класса по продолжительности работы. Личные промысловые занятия подразделялись на 7 разрядов.

Налог с капитала распространялся на предприятия, обязанные публичной отчетностью, и составлял 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала. При этом в уплату засчитывалась сумма основного промыслового налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям.

Процентный сбор с прибыли взимался со всех предприятий, которых превышала 3% на основной капитал. Была принята шкала ставок процентного сбора: при чистой прибыли к основному капиталу от 3 до 4% — 3%; от 4 до 5 — 4%; от 5 до 6 — 4,5; от 6 до 7 — 5; от 7 до 8 — 5,5; от 8 до 9 — 5,75; от 9 до 10% — 6%. Предприятия, получившие чистую прибыль более 10%, уплачивали 6% со всей суммы чистой прибыли плюс 5% с суммы, превышавшей 10% на основной капитал.

Раскладочный сбор уплачивали предприятия, не обязанные публичной отчетностью. Общая сумма по раскладочному сбору устанавливалась на каждые три года в законодательном порядке и ежегодно раскладывалась по губерниям. Раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия при Департаменте торговли и мануфактур в зависимости от средней прибыльности предприятий в каждой губернии.

Предусматривалось немало изъятий из закона:

1) казенные предприятия (казенная продажа нитей), общественные учреждения, предприятия по взаимному , потребительские общества;

2) общеполезные предприятия: медицинские, культурные, благотворительные, зрелищные;

3) предприятия первичной обработки сельскохозяйственной продукции, горные (добыча золота, серебра, платины) — они платили особую подать;

4) предприятия мелкой торговли ввиду затруднительности надзора;

5) предприятия по закупке товаров и материалов, складские помещения, оптовая торговля на предприятии или бирже, склады на железных дорогах и т.п.

Новый закон, безусловно, ввел более справедливое обложение торговых и промышленных предприятий промысловым налогом: усилено обложение крупных предприятий, ослаблено — мелких.

Увеличение поступлений в связи с введением нового налога оценивалось в 13 млн. руб., а общее поступление — в 54,8 млн. руб. Павел Петрович Гензель, который детально проанализировал закон квалифицировал его как «несомненную переходную ступень к чисто подоходному обложению». В то же время он подметил, что закон сохранил следы «сословного прошлого» и отразил «скрытую борьбу интересов фиска и торгово-промышленного класса». «В новой реформе много консервативного, нет ломки, но все же это шаг вперед: весь строй остается, хотя обложение все более склоняется к подоходному началу».

Неурожай 1891 г. поставил вопрос о подоходном налоге. В 1892 г. в Министерстве финансов был составлен проект, по которому налогу подлежали все, кто имел доход от 1 тыс. руб. в год. Лица с доходом до 1 тыс. руб. от налога освобождались. С доходов от 1 до 2 тыс. руб. взимался 1 %, и далее с каждой тысячи ставка увеличивалась на 0,1 %. При достижении 4% обложения прогрессия обрывалась, и дальше налог становился пропорциональным. Против подоходного налога высказалось большинство членов Кабинета министров, ссылаясь на «неподготовленность населения», «трудности проведения в жизнь», отсутствие сведений о доходах граждан. Витте поддержал последний аргумент и предположил, что отсутствие у податной администрации сведений о доходах создаст условия для сокрытия доходов. Инициатива Минфина не получила продолжения...

Борьба с недоимками крестьянских платежей и отмена круговой поруки

Несмотря на ряд мер, принятых еще при Бунге для сокращения недоимок, они продолжали иметь место.

В качестве главных причин выдвигались две :

1) «неправильные меры, применяемые к недоимщикам»;

2) непосильные размеры платежей. Сторонники первой причины считали, что жесткие меры к недоимщикам — продажа движимого имущества, строений, отдача недоимщика «в заработки» — приводят к тому, что должнику «подняться на ноги становится совершенно невозможным, и дело кончается тем, что крестьянин лишается земли». Сторонники второй считали необходимым понизить размер крестьянских платежей. Следовало бы привести еще одну причину отсутствие достаточных условий для повышения производительности крестьянского хозяйства, его платежеспособности (сохранение общинных порядков, круговая порука).

Сначала Витте решил упорядочить взыскание недоимок. 7 февраля 1894 г. был принят закон, который допускал отсрочки и рассрочки недоимок по выкупным платежам по ходатайствам местных учреждений по крестьянским делам. Закон от 13 мая 1896 г. предоставил еще более значительные льготы: речь шла не о рассрочке, а о просрочек — отодвигании установленных реформой 1861 г. сроков выкупных платежей на новые сроки — 56 лет, 41 год и 28 лет с начислением 4,5, 5 и 6%.

«Отсроченные недоимки, перестав быть непосредственной опасностью для плательщиков, остаются все тем же, чем были раньше: доказательством надорванной платежеспособности недоимщиков», — заключает Государственный контролер.

В 1893 г. СЮ. Витте создал специальную комиссию по пересмотру узаконений по взиманию окладных сборов под председательством А. А. Рихтера — директора департамента окладных сборов Министерства финансов в 1882—1887 гг. и члена совета министра финансов в 1887— 1898 гг. Кроме того, Витте в 1896 г. направил в наиболее недоимочные губернии уже знакомого нам Н.К. Бржеского для выяснения причин хронического недобора налогов. Используя материалы комиссии А.А. Рихтера и сведения, собранные им самим в ходе поездки, Бржеский в 1897 г. издал книгу «Недоимочность и круговая порука сельских обществ». В ней говорилось, что еще в 70х гг. в правительственных сферах осознали, что причины растущей задолженности коренятся в самих условиях общинного быта крестьян, в обременительности податей и в несовершенстве податной системы.

Особый вред он видел в круговой поруке :

Круговая порука не обеспечивает исправного поступления налогов в казну. Напротив, она способствует несвоевременному исполнению текущих платежей даже богатыми крестьянами, не желающими платить за других по круговой поруке.

Старательные хозяева платят за нерадивых, труд становится менее производительным, крестьянское хозяйство приходит в упадок.

Круговая порука не соответствует требованиям правильной податной политики. Объектом подати признается земля, но т.к. во многих случаях она не дает достаточного дохода, то налог перелагается на доход от побочного (неземледельческого) заработка.

Круговая порука представляет собой серьезную опасность в социальном отношении, она обостряет борьбу имущественных интересов внутри общины.

Продолжая исследовать этот вопрос, Н.К. Бржеский выступил с критикой общины и общинного самоуправления. «Слабая сторона пореформенного общинного быта заключается не столько в самих условиях общинного пользования землей, сколько в полной необеспеченности прав каждого отдельного члена общины перед произволом сельского схода... Общинное владение землей обрекает крестьянское хозяйство на косность и неподвижность». Он отмечал, что периодические переделы земли ставят крестьянина в положение краткосрочного арендатора. Растущую задолженность крестьян он объяснял и несовершенством крестьянского самоуправления.

Выводы Бржеского укрепили Витте в его намерении продолжать борьбу за отмену круговой поруки. Это удалось сделать лишь в 1903 г., когда Государственный совет, наконец, согласился с предложением Витте. Однако члены Совета сделали в проекте «некоторые изменения, ослабляющие закономерность взыскания и индивидуальность ответственности».

Земские сборы

Неудачные результаты деятельности по оценке качества и доходности земель земскими учреждениями побудили Министерство финансов во второй половине 80х гг. образовать особые оценочные комиссии. По закону на них возлагалась выработка общих подходов к оценкам, а сами оценки продолжали производиться земствами. Земские расходы были разделены на обязательные и необязательные. Обязательные расходы — это по существу государственные, но отнесенные на местные средства (всего 38% всех расходов земского бюджета). Необязательные — врачебная помощь, общественное призрение, народное образование, ветеринарный надзор, мероприятия по поднятию культуры земледелия. Законом 1 июня 1895 г. земства были освобождены от расходов на содержание мировых и крестьянских учреждений и губернских статистических комитетов, эти средства отныне пополняли специальный «дорожный капитал».

Введение винной монополии и изменения в акцизной политике

Частная винная торговля уже давно «зарекомендовала себя с плохой стороны» (Янжул). Поэтому в начале своей деятельности в качестве министра финансов Витте выдвинул задачу введения винной монополии. В своих воспоминаниях он пишет, что инициатором был Александр III, который с этой идеей обращался и к Бунге, и к Вышнеградскому, но встретил с их стороны скептическое отношение. «Император Александр III, — пишет Витте, — говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Он же предложил ввести винную монополию. По словам Витте, это была совершенно новая идея; подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Возможно, эту мысль подал императору М.Н. Катков (1818—1887) — редактор газеты «Московские ведомости», который усиленно пропагандировал на ее страницах питейную монополию.

Назад | |

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: 080507 «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине «История отечества»

Тема: «Реформы С. Ю. Витте»

Студента 1 курса

г. Пермь

2008 г.

Введение……………………………………………………………………………3 с

1. Реформы в налоговой системе ……………………………………………4 с

2. Винная монополия………………………………………………………….6 с

3. Железная дорога…………………………………………………………….7 с

4. Денежная рефррма………………………………………………………….8 с

5. Деятельность Витте в сфере аграрной экономики………………………..7 с

6. Промышленность…….……………………………………………………..9 с

Заключение………………………………………………………………….12 с

Список литератры………………………………………………………13 с

Введение

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX века доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.

В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте стал его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.

1. Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

поземельный налог

налог с недвижимости

налог на денежные капиталы

квартирный налог

промысловый налог

Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

2. Винная монополия

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Реформы С.Ю. Витте в налоговой системе. Введение винной монополии. Реформы в железнодорожном хозяйстве, сфере аграрного сектора экономики, промышленности. Денежная реформа и ее значение. Анализ результатов экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Николай II и его политика, преобразование России в конституционную монархию. Стабилизация финансовой системы страны. Реформы в аграрной сфере. Направления преобразований Витте, его деятельность как дипломата. Рабочее движение и Государственная Дума.

    реферат , добавлен 05.12.2013

    Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников. Состав кабинета министров. Деятельность Витте во главе Комитета министров. Замыслы С.Ю. Витте и их реализация. Реформаторская деятельность кабинета. Итоги реформ.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2007

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Преобразовательная деятельность С.Ю. Витте: ее экономическая платформа, основные направления, особенности проводимого курса, итоги. Реформы П.А. Столыпина: цели, сущность, противоречия. Базирование столыпинской аграрной реформы на прусском варианте.

    реферат , добавлен 09.01.2008

    Биографические данные о С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Различие пути во власть. Сходство их государственной карьеры. Политические взгляды этих государственных деятелей. Обзор реформирования в период их деятельности. Значение Витте и Столыпина для России.

    реферат , добавлен 16.12.2015

    С.Ю. Витте в плеяде выдающихся министров финансов России один из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!